Подвижность ребенка
полутора-, двухлетнего возраста, его развивающийся интерес к окружающему,
который он пытается удовлетворить всеми доступными ему способами, заставляют
взрослых быть особенно внимательными, чтобы ребенок не сделал чего-либо, что
опасно для него и других людей. Приходится нередко запрещать ребенку некоторые
действия. Ребенок способен понимать эти запрещения. Как же добиться того, чтобы
он им подчинялся?
Прежде всего
необходимо, чтобы этих запрещений было очень мало – они должны касаться только
совершенно недопустимых действий. Бесконечные запрещения, окрики нервируют
ребенка, сбивают его с толку, он перестает понимать, что можно, а что нельзя.
Лучше постараться устранить возможность нарушения запретов, убрав
соответствующие предметы, сделав недоступными для ребенка опасные места и т. д.
Здесь необходимо
подчеркнуть, что, конечно, никакие насильственные действия по отношению к
“непослушному” ребенку ни как мера устрашения, ни как проявление несдержанного
раздражения взрослых совершенно недопустимы. Ребенка нельзя не только шлепать,
на него нельзя кричать, грозить ему чем-либо, наказывать и т. д.
Взрослый должен
уметь анализировать поведение ребенка и свое отношение к нему, вдуматься,
разобраться в причинах его поступков. Если ребенок раздражителен, плаксив, то,
может быть, режим дня его неправилен? Если ребенок возбужден, шаловлив, делает
то, что запрещено, может быть его возбудило что-либо: пришедшие в гости
незнакомые ему люди, возня с ним, много новых впечатлений? Если он капризничает
– не болен ли? Проанализировав и выяснив причины поведения ребенка, взрослый
сделает из этого необходимые выводы.
Дети 1-2-летнего
возраста отличаются большой любознательностью. Их интересует все. Им
недостаточно лишь посмотреть на заинтересовавший их предмет, им хочется его
пощупать, бросить, а то и попробовать на вкус. Их подвижность, умение влезать
на скамейку, стул, диван дает им возможность добраться до интересующего их
предмета. Этому же содействует их сообразительность: нет сил дотащить чемодан
до стола, чтобы забраться на него, – ребенок открывает чемодан, выбрасывает из
него все содержимое и тащит уже легкий чемодан к столу.
Некоторые родители
называют такое поведение ребенка озорством, шалостями, проказами. Такое
поведение ребенка вызывает конфликты между ним и взрослым, на малыша сердятся,
кричат, его шлепают, оттаскивают.
Родителям надо считаться со свойственной данному возрасту живостью поведения
ребенка.
Чтобы предупредить
нежелательные поступки ребенка и в то же время избежать частых запретов,
нервирующих ребенка, надо:
убрать все то, до чего он может добраться и что может быть опасно ему или что
он не должен трогать;
стремиться, чтобы ребенок был больше на воздухе, где он может удовлетворить
свою потребность в движении;
предоставить ребенку возможность удовлетворить свои интересы в игре: например,
чтобы не лез в шкаф за крупой, которую ему хочется рассыпать, дать малышу
поиграть с песком (можно и в комнате держать ящик с песком, поставив его на
клеенку), повозиться с водой, конечно, под наблюдением взрослых;
предоставить ребенку достаточное количество игрушек, соответствующих его
возрасту и интересам;
убрать все предметы, с помощью которых ребенок в отсутствие родителей может
взобраться куда не следует (скамейки, ящики, стул от окна);
никогда не давать ребенку повода делать то, что потом будет запрещаться:
например, нельзя ставить ребенка на окно, чтобы он мог увидеть, что делается на
улице, – в отсутствие родителей он может взобраться на окно; нельзя давать свои
часы в руки ребенку, чтобы он послушал, как они тикают, – ребенок захочет
достать их сам, чтобы послушать.
Однако определенные
запрещения должны стать для ребенка обязательными и привычными.
Если бы родители
всегда умели сказать “нельзя” серьезным тоном, не допускающим непослушания, и
действительно не давали при этом возможности ребенку добиться своего, то у него
постепенно появилась бы привычка слушаться. К тому же, все взрослые члены семьи
должны требовать от ребенка того же.
Так же, как слово
“нельзя”, ребенок должен понимать и слово “надо”. Родители не должны
злоупотреблять им, но там, где дело касается здоровья ребенка – выполнения
гигиенических процедур, режима, ребенок должен подчиняться: надо вымыть руки,
надо возвращаться с прогулки домой. Эти слова следует говорить серьезно,
твердо. Хорошо, если наряду с этим мать постарается, чтобы ребенок слушался не
из боязни дурных последствий – наказаний, а делал это радостно, охотно.
Например, малыш не
хочет собирать игрушки после игры, тогда мать говорит ему, что, когда он
соберет игрушки, его будут купать в ванне: “Собери скорей – пойдем купаться”. И
малыш в ожидании приятного, лопоча весело “куп! куп!”, собирает игрушки.